Вам предстоит выполнить: трогание с места в стартовых воротах на горизонтальном участке; движение по наклонному участку; остановку на наклонном участке перед линией "Стоп-1"; трогание с места на наклонном участке и остановку перед линией "Стоп" на горизонтальном участке.
Начинается упражнение от линии "Старт" на горизонтальном участке, где необходимо сделать плавный старт с места и на малой скорости направить машину к линии "Стоп-1" на наклонном участке. Когда машина полностью (всеми четырьмя колесами) заедет на наклонный участок и приблизится к линии "Стоп-1", надо будет плавно остановиться (не пересекая линии), для чего на малой скорости движения рекомендуется сначала нажать педаль сцепления, и лишь затем педаль тормоза.
Как только машина остановится, Вы должны зафиксировать ее от скатывания назад с помощью стояночного или рабочего тормоза.
Далее наступает самый ответственный момент. После того, как экзаменатор установит позади машины контрольную стойку, Вам предстоит выполнить трогание с места на подъем без отката машины назад более, чем на то расстояние, на котором установлена стойка, иначе она будет сбита и Вы получите максимальное количество штрафных баллов.
Поскольку Вам были предложены два варианта удержания машины на уклоне в неподвижном состоянии (с помощью стояночного и рабочего тормоза), то и вариантов трогания с места у Вас будет тоже два.
Вариант 1. Трогание с места на подъеме с использованием стояночного тормоза.
Предлагается следующая последовательность действий:
- Нажать педаль сцепления и включить первую передачу (если она была выключена);
- Утопить кнопку фиксатора рычага стояночного тормоза, но продолжать удерживать рычаг в верхнем положении;
- С помощью педали "газа" сделать несколько повышенную частоту вращения коленчатого вала двигателя (около 2000 об/мин);
- Затем плавно отпустить педаль сцепления в среднюю позицию, соответствующую моменту касания дисков сцепления, и удерживать ее в этом положении до начала движения машины;
- Когда Вы почувствуете, что диски сцепления коснулись друг друга и машина хочет, но не может ехать, надо будет быстро опустить рычаг стояночного тормоза вниз. Тогда машина плавно начнет движение в гору, без единого миллиметра отката назад;
- Далее, контролируя усилие своих ног на педалях "газа" и сцепления, необходимо удерживать малую скорость движения.
Примечание. Некоторым кандидатам в водители старт на подъеме дается легче, если поменять местами пункты З и 4,то есть сначала отпустить педаль сцепления в среднюю позицию и лишь после этого начинать работу педалью "газа". Оба варианта допустимы, ведь важен конечный результат - машина не должна катиться назад.
Главной ошибкой при трогании с места на подъеме является неправильный выбор момента для освобождения машины от стояночного тормоза. Если передержать рычаг стояночного тормоза наверху, то заглохнет двигатель, а если недодержать и опустить рычаг вниз раньше, чем диски сцепления коснутся друг друга, то машина просто покатится назад.
Вам необходимо почувствовать момент соприкосновения дисков сцеп-вала двигателя уменьшится, шум из-под капота тоже уменьшится и заметно поменяет свою тональность. Плюс к этому появятся новые вибрации, а переднеприводные автомобили в этот момент начинают еще и немного приседать, как бы прижиматься к земле. Если Вы обратите внимание на эти характерные признаки, то успех Вам будет гарантирован.
Вариант 2. Трогание с места на подъеме без использования стояночного тормоза.
Мало кто из начинающих водителей отважатся на экзаменах на этот способ трогания с места на подъеме. Но со временем каждому из вас все равно придется овладеть этим способом, чтобы использовать его в каждодневной практике.
Выглядеть это должно следующим образом:
- Нажать педапь сцепления и включить первую передачу (если она была выключена);
- Быстро перенести правую ногу с педали тормоза на педаль "газа" и сделать разумный "газ" (около 2000 об/мин). При этом необходимо осознавать, что, как только педапь тормоза будет отпущена, машина начнет скатываться назад, и что расстояние, на которое она успеет откатиться, полностью зависит от быстроты и точности действий Вашей левой ноги;
- Одновременно с действиями правой ноги, независимо от нее, левой ногой надо быстро отпустить педаль сцепления точно в среднюю позицию, которая соответствует моменту касания дисков сцепления. Как только диски коснутся друг друга, скатывание машины назад прекратится и она остановится.
- Допустив небольшой контролируемый откат назад, следует мягко прибавить "газ" и одновременно с этим плавно отпустить педаль сцепления на несколько миллиметров выше средней позиции. Эти действия приведут к началу движения машины на подъем;
- Далее, контролируя усилие своих ног на педалях "газа" и сцепления, необходимо удерживать малую скорость движения.
Примечание. Некоторым из кандидатов в водители первое время легче выполнять трогание с места на подъеме, поменяв местами пункты 2 и 3. В этом случае сначала левая нога отпускает педаль сцепления в среднюю позицию и лишь после этого правая нога переходит с педали тормоза на педаль "газа". При этом отката машины назад (пункт 4) может не быть вовсе.
Если при трогании на подъеме двигатель заглохнет, и машина покатится назад, необходимо тут же ее остановить и зафиксировать от дальнейшего скатывания с помощью стояночного или рабочего тормоза. Затем стоит успокоиться и, если контрольная стойка еще не сбита, повторить попытку.
После того, как Вы сделаете удачный старт и проедете по верхнему горизонтальному участку, надо будет подготовиться к остановке перед пинией "Стоп". Поскольку скорость движения будет небольшой, то лучше использовать уже известный Вам прием: сначала отделить двигатель от трансмиссии, для чего нажать педаль сцепления, потом плавно погасить скорость с помощью педали тормоза и лишь затем окончательно остановиться перед пинией "Стоп", не пересекая ее.